Здравоохранение Горного Алтая (до 1917 года)

Материал из История медицины и здравоохранения Республики Алтай.

Перейти к: навигация, поиск

[править] ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ГОРНОМ АЛТАЕ (XIX в.– XX в.)

На рубеже Х1Х-ХХ вв. Горный Алтай являлся аграрной окраиной России и представлял собой малозаселенную, но осваиваемую окраину России. За 100 лет колонизации население увеличилось в 17 раз. Это обусловливалось как интенсивным притоком переселенцев, так и увеличением алтайского населения. Горный Алтай из моноэтнического превратился в полиэтнический регион, но алтайское население продолжало доминировать (58%), определяя облик Горного края. Процесс формирование системы здравоохранения в Горном Алтае проходил по двум направлениям. Во-первых, постепенно формировались государственные структуры охраны здоровья. Во-вторых, в силу недостаточности государственной помощи формировались общественные институты оказания медицинской помощи. И, в том числе, при православных церквях. Параллельно возникавшие структуры имели разные цели, но были направлены на оздоровление населения Горного Алтая. Церковная медицина часто использовалась для привлечения людей к церкви, религии. Государственное здравоохранение было заинтересовано в сохранении национального региона и его населения. Незначительные государственные вложения способствовали формированию лишь отдельных элементов государственной здоровьесберегающей системы. Началось формирование медицинских участков на территории Горного Алтая: приезжали квалифицированные специалисты для выполнения краткосрочных акций; поступали, хотя и в недостаточном количестве, медикаменты . Официальная медицина сразу столкнулась с проблемой вымирания коренных народов. Проблема вымирания инородческих племен была поставлена в конце XIX в. Уже тогда причины вымирания, снижения естественного прироста населения связывали, во-первых, с традиционным укладом жизни; во-вторых, с климатическими и региональными особенностями; в-третьих, с русским цивилизованным влиянием. Так постепенно складывалась система здравоохранения . При этом все новшества достаточно органично вписывались в традиционную систему. Это не удивительно, т.к. приезд специалистов, посылка медикаментов были редкими. К тому же сама государственная политика отнюдь не была направлена на формирование преобразований. Помощь, оказываемая российским правительством, была эпизодической. Ассигнования, выделяемые на нужды здравоохранения в Горном Алтае, составляли от 0,4 до 2 копеек на душу населения, что было в 45 раз меньше, чем в среднем по России . Эти средства не могли решить проблемы заболеваемости коренного населения. Поэтому большое значение имело участие в деле оказания медицинской помощи общественными организациями. На обширной территории Горного Алтая в 1914 г. работало только 2 врача и 11 средних медицинских работников . Как правило, основной медперсонал был сосредоточен в центре, в с. Улала. Нельзя оставить без внимания медицинскую помощь, оказываемую населению национальных окраин миссионерами. Например, Алтайская духовная миссия в Улале была одной из старейших в Сибири (основана в 1828 г.). В 1902 г. миссия располагала штатом в 115 человек, среди которых числились учителя, толмачи, фельдшеры .

Одним из первых в Сибири медицинскую помощь «язычникам» стал оказывать основатель духовной миссии архимандрит Макарий (Глухарев), который вместе с бийским фельдшером собственноручно прививал оспу. Это импонировало алтайцам. В 1861 г. будущий иеромонах Макарий сумел успешно вылечить сына шамана. Особую роль в деле врачевания в Горном Алтае сыграл игумен Акакий.

Левицкий Артемий Григорьевич (Акакий)
Левицкий Артемий Григорьевич (Акакий)
АКАКИЙ (ЛЕВИЦКИЙ) Артемий Григорьевич (1809 - 1874), игумен, миссионер, первый штатный врач Горного Алтая. Обучался в Московской духовной семинарии и Московской медико-хирургической ветеринарной Академии. В октябре 1839 года прибыл на Алтай и стал сотрудником Алтайской духовной миссии. Параллельно миссионерскому служению трудился «лекарем». В 1845 рукоположен в священный сан с принятием монашества. С 1868 - игумен. Служил миссионером в Мыютинском стане. Основал миссионерские селения, преобразованные в населенные пункты: Черно-Ануйское (1849), Ильинское (1854), Урсульское (ныне Онгудай, 1856), Тюдралинское (1865), Мариинское (1866) и Абайское (1866). Открыл и обустроил Черно-Ануйский и Урсульский (Онгудайский) миссионерские станы. В 1858 им открыта первая школа в Черном Ануе. В основанных им селениях построил пять храмов и ряд др. миссионерских, в т.ч. школьных, строений.

В Чолушманском монастыре медицинскую помощь населению оказывали фельдшеры БЕЗМЕНОВА Ф.П. и иеромонах ПИОНИЙ. Известны факты попыток народного целительства. Так в с. Верх-Уймон в 1875 посильную помощь оказывал АТАМАНОВ Варфоломей Семенович.

О миссионерской больнице в Улале

В 1875 г. в Улале были выстроены двухэтажный дом для больницы и детского приюта и дом для фельдшера. Строительство большого деревянного, двухэтажного с каменным полуподвалом здания больницы и приюта было начато в середине 1870-х гг. В 1875 г. поставлены больничные кухни и особый дом для фельдшера. На первом этаже размещался приют для 30 девочек, на втором - больница на 20 коек, а в полуподвале находились кухня и другие хозяйственные помещения. Заведовала миссионерской больницей с 1875 г. С. В. Попова (игуменья Серафима), до пяти сестер Никольского женского монастыря ежегодно занимались уходом за больными, сам монастырь находился в семи верстах от Улалы. При больнице существовал приемный покой амбулаторного типа с аптекой . В больницу поступали «одержимые застарелыми» и «заразительными» болезнями, неизлечимые больные и престарелые. При остальных болезнях желающие могли пользоваться медицинскими советами фельдшера и медикаментами из аптеки миссии». Тяжело больных консультировал военный врач.

В 1882 г. здание было обшито тесом. К тому времени в больнице-приюте была открыта первая аптека в Горном Алтае. С 1883 г. женская школа из больницы-приюта была переведена в другое помещение. Больницей пользовались бесплатно. Выборочная статистика посещений такова: в 1878 г. – 53 человека; в 1879г. – 141 человек стационарно, 132 человек амбулаторно; 1880 г. – 145 человек стационарно, 244 человека амбулаторно[42]; в 1885 г. – 7 некрещеных, 430 новокрещеных, 148 русских.

На местах у каждого миссионера имелась особая аптечка «с соответствующими лечебниками для оказания нуждающимся первой помощи», что миссионеру необходимо «для предохранения от камлания». В начале XX в. больница Алтайской духовенской миссии перешла в ведение местных гражданских властей.

В 1900 году в Улале начинает работать первый дипломированный врач, Иволин Михаил Алексеевич.

Иволин Михаил Алексеевич (Томск, 1896)
Иволин Михаил Алексеевич (Томск, 1896)
ИВОЛИН Михаил Алексеевич (род. 1871), первый дипломированный врач Ойротии. Окончил медицинский факультет Томского университета. Приехал в Улалу в 1900 году. Годы работы в Ойротии (1900-1906). Оставил в памяти Улалинцев самую добрую память как широкообразованный, высоконравственный разносторонне развитый человек. В 1906 году переехал в г. Новониколаевск. Первый главный врач Новониколаевской городской больницы (1906). Заведующий родильным отделением городской больницы (1906 - до революции 1917 года). Владелец частной 2-х этажной кирпичной клиники, на базе которой после революции 1917 года был открыт родильный приют в Новониколаевске (01.04.1920). Гласный член гордумы г.Новониколаевск (1909, 1913, 1919). Член общества изучения Сибири и улучшению её быта (1914). Открыл первую библиотеку в г.Новониколаевске (1907), ныне библиотека им. Чехова.
Копкин В.А. - один из первых медработников в Ойротии
Копкин В.А. - один из первых медработников в Ойротии

Его помощником стал фельдшер ВЕРНОВ Иван Яковлевич. Одним из первых медицинских работников в Горном Алтае был КОПКИН Василий Александрович (с 1906 года). На весь Горный Алтай в радиусе Бийск - Кош-Агач - Телецкое озеро действовал один врачебный участок в с. Улале с 20 койками . Это лишний раз подтверждает ограниченность влияния российской медицинской традиции на здравоохранение окраин. Но применительно к рубежу XIX-XX вв. процесс формирования национальной системы здравоохранения только начинался. Потенциальные возможности государственной политики еще почти не использовались. Позитивным было то, что на уровне государства шел процесс осмысления основных проблем национальных окраин. Это позволяет предположить, что подобный подход при благоприятных условиях мог принести положительные результаты.

Мишкинд Анна-Хая Давидовна
Мишкинд Анна-Хая Давидовна
МИШКИНД Анна-Хая Давидовна (1880 – 1944), первый зубной врач в Ойротии. Родилась в Западной Белоруссии (тогда Польша – часть России) в семье раввина. Окончила зубоврачебную медшколу в Варшаве (1904). Жила и работала в Финляндии (тогда часть России), Петрограде, Нижнем Новгороде (1909-1913). Приехала в Улалу в 1913 году с 3-х летним сыном (будущий известный хирург МИШКИНД Давид Григорьевич). Работала зубным врачом в Улале (с 1913), Ойрот-Туринской областной больнице (20-30-е), Ойрот-Туринской горполиклинике (до 1944). Была мудра и образована. Без акцента говорила на 5 языках (русский, идиш, польский, немецкий и французский).

Таким образом, к рубежу XIX-XX вв. здравоохранение в Горном Алтае было далеко не системным. В основном помощь населению была эпизодичной. Но в этой связи следует отметить два момента. Во-первых, даже периодическая помощь касалась всех сфер охраны здоровья. Царское правительство и миссионеры обращали внимание на социальные, и на инфекционные заболевания. Уделяли внимание профилактике и предотвращению некоторых болезней. Во-вторых, медицинская помощь, оказываемая населению, органично вписывалась в традиционную жизнь, не нарушая уклада и базовых убеждений народа.

[править] Первопроходцами врачевания в Горном Алтае можно считать также:

Врачи:


Средние медработники:

Просмотры
Личные инструменты