КАРАГУЖ

Материал из История медицины и здравоохранения Республики Алтай.

Перейти к: навигация, поиск

Село Красногорского района Алтайского края. Карагуж (село): алтайское – каракуш – орел, тувинское кара-куш – глухарь.

Согласно Списку населенных пунктов Алтайского края Ю.С. Булыгина, село Карагуж основано в 1822 году.

В то же время в 1815 г. маркшейдер Сметанин подробно описал как существующий населенный пункт Карагуж.

Согласно списку населенных пунктов Томской губернии 1868 года, стр. 65 в дер. НИЖНИЙ КАРАГУЖ учтено 20 дворов, 81 мужчин и 83 женщин.

В 1892 г. в с. Карагуж была построена Покровская церковь (Во имя Покрова Пресвятой Богородицы).

В 1887 году (по другим данным в 1908 году) была образована Покровская волость (по названию церкви) с центром в с. Карагуж. Начальником волости был назначен Пучковский.

В 2016 году село именовалось как ПОКРОВСКОЕ.


Малоизвестный факт:

Согласно списку населенных пунктов Томской губернии 1911 года, стр. 302 в составе Бийского уезда существовала Покровская волость (образована в 1887 году) - центр село КАРАГУЖ. Название волостей давалось по названию церкви волостного села. В состав волости входили:

КАРАГУЖ (село): дворов - 210, мужчин - 661, женщин – 694, площадей земли – 12267 десятин. В селе есть церковь, одноклассное училище, казенная винная лавка, две мануфактурных лавки, артельный маслобойный завод, хлебозапасный магазин, две маслобойки, две мельницы.

УСТЬ-ИША (деревня): дворов - 190, мужчин - 918, женщин – 937, площадей земли – 9904 десятин. В Усть-Ише есть церковь, церковно-приходская школа, два маслобойных завода, 2 маслобойни, 2 мануфактурных лавки, хлебозапасный магазин.

ЧЕРГАЧАК (деревня) (деревня) совр. с. МАЙМА Республики Алтай (от автора):: дворов - 160, мужчин - 510, женщин – 479, площадей земли – 6822 десятин. В Чергачаке есть маслодельный завод, мануфактурная лавка, хлебозапасный магазин.

ЗЫКОВА (деревня): дворов - 120, мужчин - 472, женщин – 537, площадей земли – 4499 десятин. В Зыкова есть молельный дом, 2 мельницы, молочная лавка, хлебозапасный магазин.

ТАШТА (деревня): дворов - 60, мужчин - 268, женщин – 284, площадей земли – 4668 десятин. В Таште есть церковь, школа грамоты, маслодельный завод, кожевенный завод, мануфактурная лавка, молочная лавка, хлебозапасный магазин.

КАМЫШАК (деревня): дворов - 37, мужчин - 135, женщин – 136, площадей земли – 2042 десятин. В деревне есть молочная лавка, хлебозапасный магазин.

ЕРАНДА (деревня): дворов - 48, мужчин - 130, женщин – 28, площадей земли – 4102 десятин. В деревне есть маслодельный завод, 2 молочных лавки, хлебозапасный магазин.

САРАЗОН (деревня): дворов - 30, мужчин - 121, женщин – 104, площадей земли – 1850 десятин. В деревне есть хлебозапасный магазин.

АБАБКОВА (деревня) совр. с КИСКА Республики Алтай (от автора): дворов - 33, мужчин - 105, женщин – 131, площадей земли – 2459 десятин. В Абабкова есть старообрядческая церковь, 2 маслодельных завода, молочная лавка, хлебозапасный магазин.

НИЖНЕ-ПЬЯНКОВА (деревня) совр. с. ЧОЯ Республики Алтай (от автора): дворов - 40, мужчин - 147, женщин – 150, площадей земли – 2607 десятин. В деревне мануфактурная лавка, маслодельный завод, хлебозапасный магазин.

ПЬЯНКОВА (деревня) совр. с УСКУЧ Республики Алтай (от автора): дворов - 64, мужчин - 184, женщин – 223, площадей земли – 3454 десятин. В деревне 2 мануфактурных лавки, маслобойный завод, мельница, хлебозапасный магазин.

ТАЙНА (село): дворов - 220, мужчин - 254, женщин – 270, площадей земли – 5858 десятин. В селе есть церковь, церковно-приходская школа, два маслобойных завода, 4 мануфактурных лавки, 2 молочных лавки, мельница, хлебозапасный магазин, казенная винная лавка, кожевенный завод. В Тайне проходили Матвеевская ярмарка (15 ноября), еженедельный базар.


МЕСТО НА КАРТЕ

Из книги: Красногорский район: история и современность/ сост. В. А. Иванов .- Барнаул: Алт. Дом печати, 2008 (С.Богомяков)

История села Усть-Иша и сел Усть-Ишинского сельского Совета

В 1834 году проходила восьмая народная перепись по Алтайской волости. По этой переписи, в ревизских сказках (переписные листы с 204 по 218) значится, что в Усть-Ише проживает 47 мужчин и 47 женщин в 12 дворах. Из них: два двора Кречетовых, 8 дворов Поповых, Василий Иванович Еремеев и Марко Иванович Калачиков.

В селении Карагуж тоже было 12 дворов: два двора Карповых, 4 - Кайгородовых, Пуд Попугаев, Борис Бедарев, Степан Арыков, Ульян Ленкин и Алексей Майдуров.

На отдельных местах есть пометки умерших между седьмой и восьмой ревизиями. Это значит, что села Усть-Иша и Карагуж возникли раньше 1834 года.

По девятой ревизии в 1851 году в Усть-Ише проживало 105 душ, а в Карагуже - 122 души. До переселения в Ташту русских там долгое время жили кумандинцы Сарачаковы, Кухтояковы, Байдонаковы. Всего 13 дворов. Зайсаном был Сюзрюков, место его захоронения было известно местным жителям.

В обязанности жителей этих сел вводилось содержание в проезжем состоянии своих участков двух трактов. Один шел из Бийска в Улалу (Горно-Алтайск), другой - от Чергачака через Карагуж, Старо-Бардинское, Кажу в с Макарьевское.

На устройство трактов сгонялись жители всей волости, за каждой общиной закреплялась часть тракта, на которой должны были быть построены мосты, заделаны ямки, скопаны крутяки. Дорожная повинность отнимала 12 дней в году.

С 1865 года началось массовое переселение на Алтай крестьян с Урала, Поволжья, центральных губерний России.

В 1880 году в Карагуже было уже 179 человек, в Усть-Ише 87 человек, Из Пермской губернии приехали: Богомяковы, Вяткины, Лихачевы, Коковины, Умпелевы; из Тамбовской: Субботины, Васюнины, Дерябины, Жеряковы, Разгоняевы, Хвастуновы; из Пензенской: Гущины, Бузуевы, Киреевы; из Орловской: Фонякины, Ашихмины, Головины, Зямины, Селищевы; из Рязанской: Кожемякины, Дымовы; из Воронежской: Князевы, Сараевы.

Переселенцы вместе с новыми культурами ржи, пшеницы, овса, гороха, капусты, моркови, репы, лука, огурцов принесли приемы их возделывания.

Газета «Алтайская правда» за 1961 год писала о тех временах: «В 1811 году крестьяне деревни Карагуж обучали алтайцев из соседнего аула хлебопашеству. Для обработки земли пользовались сохой с железным сошником (железной рогаткой), впрягали лошадь с дугой, боронили деревянной бороной с деревянными зубьями, косили косой-горбушей, жали серпами молотили цепами на земляном или ледяном току. Железо и железный инвентарь был дорогой: «по 40 алтын за сошник, по 20 алтын за косу».

Постройка жилищ производилась самими переселенцами. Лес привозили зимой или сплавляли весной по реке Ише. Рос он близко: в Таште был пихтач, сосняк рос на островах Катуни. В избах стены и потолки не штукатурились, а гладко строгались и мылись.

По утверждению старожилов, конопля росла в пойме реки Иши по колкам. Семена собирали на масло, а стебли рвали для волокна. Гречиха считалась сорняком, и с ней вели борьбу.

Весенние пары так зарастали, что посев озимой ржи вели с лошади, потом прогоняли по полосе скот или затаскивали волокушей, либо катком на лошади. Позже в хозяйствах стали применяться косы-литовки. При косьбе хлебов к ним приделывали грабельки. При молотьбе запрягали лошадь в каток (чурку с зубьями), который таскали по разостланным снопам. Зерно веяли лопатой, подбрасывая вверх. Для просушки строили овины. Хорошие овины были у Наговициных, Бычковых.

Зерна стало больше, и для его размола в Усть-Ише на реке Ише в узком и каменистом русле братьями Поповыми Андреем Дементьевичем и Афанасием Осиповичем была построена мельница. Жернова братья привезли из города Барнаула. На мельнице было 7 поставов, пять размалывали зерно на муку, один - толчило в 7 ступ - толок ячмень, и один постав крутил рулетку. Мельница обслуживала все окружающие села. «Ехать к Поповым» означало ехать в Усть-Ишу. Так у села возникло второе название - Поповичи.

В крестьянских хозяйствах широко распространились домашние промыслы. Изготавливались сохи, бороны, колеса, телеги, сани, мебель, деревянная, глиняная и берестяная посуда, выделывалась дубленая и сыромятная кожа, ткался холст и грубое сукно, шилась одежда и обувь, вырабатывалось масло, сыр, творог, вытапливалось сало, качался мед.

В 1844 году правительственным Указом предписывалось в Сибирской губернии разводить картофель. К этому времени начинают заниматься табаководством, цены на табак высоки - 20 рублей за пуд.

Ранее поселившиеся русские жители придерживались старообрядческой веры. Они неохотно принимали «мирских» и после их посещения мыли скобки дверей, если человек просил попить, то поили его из отдельной чаши. У кержаков было свое отдельное кладбище (у нынешнего хмельника). Некоторые из них ездили к своим священникам в деревню Платово.

Приехавшие же позже переселенцы не соблюдали старообрядческих порядков, поэтому курили, работали по религиозным праздникам. По утверждению старожилов, конопля росла в пойме реки Иши по колкам. Семена собирали на масло, а стебли рвали для волокна. Гречиха считалась сорняком, и с ней вели борьбу.

Весенние пары так зарастали, что посев озимой ржи вели с лошади, потом прогоняли по полосе скот или затаскивали волокушей, либо катком на лошади. Позже в хозяйствах стали применяться косы-литовки. При косьбе хлебов к ним приделывали грабельки. При молотьбе запрягали лошадь в каток (чурку с зубьями), который таскали по разостланным снопам. Зерно веяли лопатой, подбрасывая вверх. Для просушки строили овины. Хорошие овины были у Наговициных, Бычковых.

Зерна стало больше, и для его размола в Усть-Ише на реке Ише в узком и каменистом русле братьями Поповыми Андреем Дементьевичем и Афанасием Осиповичем была построена мельница. Жернова братья привезли из города Барнаула. На мельнице было 7 поставов, пять размалывали зерно на муку, один - толчило в 7 ступ - толок ячмень, и один постав крутил рулетку. Мельница обслуживала все окружающие села. «Ехать к Поповым» означало ехать в Усть-Ишу. Так у села возникло второе название - Поповичи.

В крестьянских хозяйствах широко распространились домашние промыслы. Изготавливались сохи, бороны, колеса, телеги, сани, мебель, деревянная, глиняная и берестяная посуда, выделывалась дубленая и сыромятная кожа, ткался холст и грубое сукно, шилась одежда и обувь, вырабатывалось масло, сыр, творог, вытапливалось сало, качался мед.

Все общественные дела решались на сельских сходах. Местом их сбора обычно была усадьба старосты. В сходах участвовали только главы хозяйств, женщины и батраки на сходы не допускались. На сходах выбирали старосту, полевых, пожарных, поскотенных старост, назначали рассыльных из голытьбы. Там же разбирались нарушители порядка. Так, сходом в с. Усть-Иша за неоднократное воровство было вынесено решение выселить за пределы села Рукалева Андрея, а Еремеева за воровство водили на смех по селу за телегой под бой в ведра и заслонки. За плохое содержание поскотины публично пороли Копылова Андрея. За неуплату подати в срок отбирали самовары, что было большим горем для семьи. А за непослушание родителям даже взрослых детей публично пороли на сходе.

Грамотность была очень низка. Учились одну-две зимы. В деревнях свирепствовали болезни: тиф, оспа, скарлатина, корь. Каждое лето умирало очень много детей от желудочных заболеваний. Лекарями и колдунами, изгоняющими все болезни, были Сычевы и Дымовы. Народ верил в домовых, русалок, оборотней, «плохой глаз».

В 1884 году в деревне Усть-Иша было открыт приписанный к Майминскому приходу молитвенный дом Казанской иконы Божьей Матери, в селе Карагуж в 1889 году была открыта часовня, а в 1892 г. - церковь Покрова Пресвятой Богородицы. При церквях стали обучать детей грамоте.

В 1887 году была образована Покровская волость с центром в с. Карагуж. Начальником волости был назначен Пучковский.

Начало XX века связано с массовым использованием техники, развитием торговли. Рядом с самодельными появляются городские изделия. Покупка железного плуга с коляской Ноговициным С.К. была событием для всей деревни, посмотреть на диковинку шли все жители села, а когда Кузнецовы пустили сепаратор, то многие крестьянки отказывались носить молоко, так как боялись змей, которые, по их мнению, шипели в нем. Со страхом смотрели на жатку-самосброску, махавшую крыльями, на косилку и конные грабли. Приручать приходилось и людей, и лошадей. Появились веялки и сортировки (у Попова П.Е., Мадурова). Молотить хлеб стали лошадьми по кругу, появились молотилки с приводом (брызгалки) у Глебовых, Карповых, Чечумашевых. Молотилки с соломопрессом появились у Хвастуновых, Ленкиных. Шесть лошадей впрягали в сноповязку (у Пантелеевых, Кузнецовых, Поповых, Самоваровых).

Семьи Жидовых, Бычковых, Ленкиных, Хабаровых, используя привод (круг), стали на лошадиной тяге делать крупорушки для обработки проса и гречихи. Широко развернулось коноплесеяние, семена стали перерабатывать на масло, стебли - на паклю и волокно.

Большое значение в развитии торговли стали играть ярмарки в Бийске, Улале, Сростках, в других селах, на которые крестьяне вывозили на продажу зерно, мясо, масло, продукты промыслов, кедровый орех, калину, рябину, малину, смородину и другие ягоды.

Большую роль на селе стали играть ремесленники: кузнецы Дерябины, Кыкманов, Вдовин, Гордополов, Казанцев; столяры-краснодеревшики Нехорошев, Подъезжих, Ленкин, Щербаков; столяры-самопрялочники Киреевы; портные Обляхов, Богомяков, Коршунов; пимокаты Москвин, Фролов, Горнов. Шерсть для катки валенок обрабатывали на шерсточесальных машинах у Кузьмина («Иван богатый») и Дымова И.И. Появились кустарные заводы по переработке кож в Карагуже, два завода в Таште. Овчинниками были Ситниковы в Карагуже. В большом спросе были пильщики продольной пилой Бахтины и Бодровы. Крестьяне занимались перевозкой грузов. Так, Копыловы и Смирновы возили грузы до Ирбита и Томска.

В 1903 году рядом с церковью строится пятистенный дом для школы в с. Усть-Иша.

Русско-японская война не обошла стороной и усть-ишинцев. Среди многих воевавших на ней были Обляхов И.Д., Разгоняев А.И., Ленкин И.П., Черепанов И.С., Попов В.Е., Васюнин Е.М.

В 1904-1905 годах в селах организуются маслодельные артели. Во главе артелей избирались доверенные. Доверенным в селе Усть-Иша был избран Алпатов. В 1905 году Карагужинская маслодельная артель покупает завод у Хабарова, а Усть-Ишинская - у Брызгана. В 1906 году Усть-Ишинская община покупает и ставит большой амбар (мангазею) для хранения запасного семенного фонда, ее вахтером был назначен Клопов Михаил Ильич.

В 1908-1909 годах был проведен раздел земли по хозяйствам по 9 десятин.

В 1911 году в селе Карагуж была построена школа, в которой учительнице Лидии Афанасьевне Оксиненко было суждено отработать 25 лет.

В 1916 году в селах Усть-Ишинской округа возникают потребительские общества.

Об Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде в Бийском уезде стало известно 29 октября (по старому стилю). Подробности привезли с собой вернувшиеся с фронта солдаты: Горнов Степан Александрович, который участвовал в февральских событиях, в разгроме «дикой» дивизии, Косоротиков И. И., солдат-гвардеец Семеновского полка, был участником Октябрьского восстания.

В январе 1918 года власть в Бийской волости перешла в руки Советов, а в июне власть захватили белочехи. Их большие и малые воинские части были расквартированы по населенным пунктам, в том числе и в Усть-Ише. Объявляется мобилизация в колчаковскую армию. Среди крестьян растет недовольство. Многие скрываются от службы, среди них П.К. Головин, Ф.Я. Вяткин, Г.С. Дымов, Г.Ф. Хватунов, Н.З. Язиков, М.С. Щербаков.

Колчаковские милиционеры ищут смутьянов. Прибегают к физическим мерам наказания. Так, в один из налетов публично пороли за уклонение от службы Хватунова А.Ф., Дерябина М.К., искали оружие у Кайгородова, Жданова А.И.

В 1918 году была создана артель (коммуна) «Муравейник». В коммуну вошло 8 семей. Это Шевцовы, братья Оксиненко, Похолюк, Андреев и другие из Карагужа, Ташты и прилегающих поселков. Руководили артелью С. А. Шевцов и И.И. Оксиненко. Заведующая школой Оксиненко Л.А. отдала школьный участок под посев, который был проведен по всем правилам агротехники.

В августе по доносу священника Быстрянина, почтового начальника Закрепского (из п. Беловский), члены артели были арестованы и отправлены в тюрьму. С.А. Шевцову удалось бежать и укрыться в п. Ивановка.

В том же 1918 году Карагужинская маслодельная артель сдает завод в аренду на три года иностранной швейцарской фирме братьев Штукке. Фирма переоборудует завод на сыроварение. В 1920 году завод был национализирован, управляющий Босс бежал за границу. В апреле-мае 1919 года формируется отряд алтайской туземной дивизии под командованием Сатунина и Кайгородова. Особой жестокостью отличаются подразделение Зайцева (в заячьих шапках). Вот что сообщают они в одном из своих донесений:

«У гражданина с. Усть-Иша Головина сожжена избушка, бороны, хомуты, отобрана лошадь, 2 коровы, телега, седло, валенки».

В июне проводится мобилизация лошадей. Полковник Батурлин приказывает свезти всех лошадей в с. Старая Барда, а когда усть-ишинцы привели не всех лошадей, полковник стал рвать старосту селян Музюкина за бороду и заставил привести недостающих лошадей. Проводится реквизиция телег, бричек, упряжи. У солдат, пришедших с мировой войны, отбирали шинели и другое воинское обмундирование.

Летом 1919 года колчаковцы одержали победу над отрядом красногвардейцев из города Бийска под горой Пикет у села Березовка. Несмотря на это, многие колчаковские солдаты все чаще и чаще переходят на сторону красных, среди них усть-ишинцы Дерябин И.Т., Козлов В.Т., Иванов М.П., Щербаков П.С., Дымов А.Е., Севелов. 14 декабря 1919 года отряд Сатунина угнал из Усть-Иши сотню подвод, которые не все вернулись через 2-3 месяца.

После отступления белых приверженцы советской власти приступили к организации отрядов самообороны. Они собрали у народа вооружение, учитывая охотничьи ружья. В кузницах куются пики, на шапки нашиваются красные ленты. Командиром отряда самообороны избирается Попов А. П., комиссаром - Князев П. Ф. Часть отряда выступила на Платово и Чергачак. Другая часть отряда из Чергачака двинулась на Каянчу (Алтайский район) и на Александровку. Не встретив сопротивления, отряд вернулся в с. Усть-Иша, где соединился с находившимися там отрядами из жителей сел Ужлепа и Озерок. Вскоре все они вошли в отряд Усольцева, где заместителем, а потом командиром был Коростиков.

В 1920 году в селах образуются комячейки РКП(б). В Карагужинской было 16 человек, в Усть-Ишинской 4 человека, в Таштинской 9 человек.

16 мая состоялись выборы в сельские Советы. Недовольные новой властью объединяются в банды. Тем более, что в алтайских горах вновь появился есаул Кайгородов.

В 1921 году для борьбы с бандитизмом формируются части особого назначения (ЧОН). В ЧОН вошли: Дымов Г.С., Вяткин Ф.Я., Куксин А.Д., Жданов В.И., Моргачев Н.Д. и др. 16 января на партийных собраниях принимается решение об открытии библиотеки и избы-читальни в с. Ташта, открываются избы-читальни в селах Усть-Иша, Карагуж.

Партийные организации Усть-Ишинского куста развернули работу по разъяснению населению решений X съезда РКП(б), сущности НЭПА (новой экономической политики). Всюду проводятся митинги и собрания.

В селе Карагуж образовалась коммуна «Пролетарии» из 12 дворов и артель «Над нами солнце воссияет». Произвели общий посев, но скот держали по дворам. Осенью 1921 года коммуна и артель из-за неурожая и других трудностей распались. А летом этого же года в Усть-Ишу из Бийска была завезена эпидемия холеры. Народ начал вымирать целыми семьями. Чтобы уберечься от болезней, большинство жителей сел выезжает в поле, проводится дезинфекция дегтем, сжигается мусор, ведется круглосуточное дымление. Умерших - 55 усть-ишинцев без гробов схоронили на другом кладбище Женщины с. Усть-Иша впрягались в плуг и пропахивали улицы, считая, что это поможет в борьбе с эпидемией, а карагужинские женщины опахали все село, чтобы не пришла холера.

Ведется постоянная борьба с религией и ее служителями. Церковь закрывается, в ней устраивается Народный дом, а в бывшем поповском доме размещается церковь.

С сентября по декабрь 1921 года проходит чистка в рядах партии. В карагужинской партийной ячейке из 26 большевиков остается 22. На одного члена партии стало меньше в с. Ташта.

Разоренная гражданской войной страна не могла дать людям самого необходимого. В деревнях не было в продаже спичек, соли, керосина. У людей шатались зубы, соленую воду на сырзаводе выменивали на хлеб, которого и так было очень мало, мясо без соли быстро портилось. За одну лошадь давали воз соли, за пуд меда давали пуд соли. Лошади, коровы обгладывали углы амбаров и других построек.

Подряд прошедшие две тяжелые войны превратили в инвалидов многих воинов, среди них были Лосев Степан, Кайгородов Константин, Щетинин Евдоким, Куксин Василий, Князев Иван, Разгоняев Алексей и другие.

Деньги буквально с каждым днем катастрофически обесценивались. Так, Трофим Ходяков продал вечером коня за 16 миллионов рублей, а утром смог купить на них только жестяную печку-буржуйку, а Жданов купил шапку-ушанку за 10 миллионов рублей.

Положение дел усугублялось часто вспыхивающими болезнями сыпного тифа, брюшного тифа, скарлатины. В школе училось мало детей. Выпускной третий класс оканчивало 2-3 человека.

Невзирая на все трудности, крестьяне гнали самогон, варили брагу. Все религиозные праздники, несмотря на гонения на церковь, справлялись пышно и заканчивались драками. В гулянках распевались старинные песни: «Ты не вейся, черный ворон», «В саду при долине громко пел соловей», «Скрылось солнце за степью» и др.

Изобретательный народ вместо спичек обходился огнивом, вместо лампы - коптилкой на сале.

В 1922 году усть-ишинская ячейка РКП(б) приняла решение организовать сельхозкоммуну. На майминской грани у реки Катуни была отведена земля. Коммунары выехали в поселок и назвали его Долина Свободы.

Председателем коммуны избрали коммуниста Герасима Семеновича Дымова - солдата-фронтовика. В коммуну вошли: Куксины, Хомутовы, Вяткины и др. Всего 9 дворов. В хозяйстве было 25 лошадей, 30 коров с молодняком, 45 овец и 10 свиноматок. Коммуна купила маслобойку у Головиных в Усть-Ише. Питание было общее. В одной из изб была столовая, в другой - школа, где учительствовал Красильников Дмитрий Федорович.

В августе 1922 года прошли очередные выборы. Председателем Усть-Ишинского сельского Совета был избран бедняк Найденов Федор, секретарем - беспартийный середняк Селищев П. П. В селах были организованы комитеты крестьянской взаимопомощи. Их руководителями стали: в Усть- Ише - бедняк, инвалид войны Щетинин Е. В., в Карагуже - Пилюгин Андрей.

При мобилизации крестьян на кубы (лесозаготовки) Иван Лосев нанес смертельную рану ножом в шею секретарю волпарткома Покровской волости Алтухову Василию Федоровичу, которого похоронили на площади в с. Карагуж.

В 1922 году возникают первые комсомольские ячейки в селах Карагуж, Долина Свободы.

Комсомольцы сплачивают молодежь для занятий в художественной самодеятельности, ликвидации безграмотности, активной борьбы с религией.

В 1923 году на общих собраниях граждан Усть-Иши, Карагужа, Ташты решаются вопросы об открытии семенного банка, о развитии народной кооперации, о принятии школ на свое содержание, о выделении средств на газеты и журналы, о проведении самообложения; избираются уполномоченные в единое потребительское общество (ЕПО).

В апреле на волостном съезде Советов принято решение об открытии школ во всех селах, об улучшении работы изб-читален, о состоянии крестьянских комитетов взаимопомощи. Число выпускников Усть-Ишинской начальной школы достигает пяти человек.

В 1924 году в Усть-Ише в день похорон В. И. Ленина ударили в большой церковный колокол, провели неделю труда, стали регулярно проводить партдни, регулярной стала политучеба.

В том же году на Алтае проведено новое районирование. Вместо волостей образованы районы. К Сростинскому району отходит Усть-Иша, к Старо-Бардинскому - Карагуж и Ташта.

В сельхозкоммуне села Долина Свободы вводится многопольная система севооборота, но сильный град уничтожает все посевы. Коммунары остаются без семенного фонда, нет зерна для пропитания. В Усть-Ише свирепствует сифилис, и коммунисты просят вышестоящую парторганизацию по своим каналам оказать помощь в лечении больных.

В 1925 году в коммуне «Долина Свободы» из 35 десятин посева в наводнение водами Катуни размыто 20 десятин. Из-за чесотки все лошади пали. Осенью коммуны не стало.

В этом же году приступили к организации пионерских отрядов. Первых пионеров в Карагуже было 10 человек. В школе 2 учителя обучали 101 ученика в 3-х группах. В избе-читальне к услугам населения имелись свежие газеты, 300 экземпляров книг.

Состоявшийся в Барнауле съезд баптистов решил организовать свои коммуны. Одной из них был отведен участок земли в угодьях Карагужа. Коммуну назвали «Алеф Вегетарианский» (в народе «святая» коммуна). Коммунары («братья») жили в землянках, нерабочим днем считалась суббота (отсюда их еще звали «субботниками»). «Братья» одевались бедно, были истощены, ели только растительную пищу, не убивали животных, даже насекомых. Их руководитель Чусов, выезжая в с. Старая Барда, тайком для своих личных нужд закупал мясные продукты. Узнав об этом, «братья» стали сильно возмущаться, испуганный готовящейся расправой Чусов бежал. «Братья» не стали соблюдать устав. В 1928 году один из них реорганизовал «коммуну» в артель, но вскоре из-за экономических трудностей она распалась, члены артели переехали в другие села.

В 1926 году часть жителей Усть-Иши выехала во вновь образованный поселок Верх-Иша, который находился между Усть-Ишой и Карагужем, часть жителей переехала в пос. Долина Свободы. Летом на реке Ише, повыше «косого брода», Владимир Сушков строит мельницу с водоподливным колесом.

В этом же году часть жителей села под руководством Чупрова выехала на реку Талая под «Клепикову сопку» и там организовала садоводческое товарищество из 40 дворов, весной 1927 года они заложили сад.

Во всех селах проводится запись в члены ОСОАВИАХИМа, собираются средства на строительство самолетов. В селе Усть-Иша строители Бузуев П.М., Саяпин В.В., Дерябин Ф.Т. разбирают старую церковь и начинают строительство из этого материала школы.

К 1928 году в селах окрепли партийные ячейки, крепнут комсомольские ячейки, секретарями в них работали в Усть-Ише - Пошин, в Карагуже - Смолкин.

Крестьяне ищут новые формы организации сельскохозяйственного труда. Так, в п. Долина Свободы был организован ТОЗ (товарищество по обработке земли). Оно взяло кредит и приобрело на него молотилку, сортировку и другой инвентарь. Председателем артели избрали Дымова Е.Д. Активным организатором артели был Корольков Л.Д., которого за глаза называли «смерть единоличникам».

Активно идет реконструкция Чуйского тракта. Крестьяне возят на полотно дороги землю на тачках и телегах. На строительстве работают жители всей округи.

В переделанных под Народные дома церквях начинают показывать немые кинофильмы, их также показывают в школах, складах, амбарах.

В марте 1929 года председателем Карагужинского сельского Совета избирается Вдовина Евдокия Яковлевна, это была первая в районе женщина - председатель. Позже она принимает участие в работе III-го съезда Бийского округа, где была избрана членом Бийского окрисполкома.

В том же году ТОЗ в с. Долина Свободы преобразуется в сельскохозяйственную артель, в декабре организуются сельхозартели «Верный путь», «Путь к социализму», «Красный пахарь», «Путь Ленина», «Красное Знамя», им. Энгельса в Усть-Ише, три колхоза в Карагуже и 4 в Таште. Бурный рост колхозного движения шел в январе-феврале 1930 года. Не всегда это проходило мирно. Так, в п. Пролетарский на собрании крестьяне требовали роспуска с/х артели. Во время бурных дебатов больной эпилепсией Шпилев упал в обморок, начался припадок. Его сестра закричала: «Убили!» Известие распространилось с быстротой молнии. Взбунтовалась вся деревня. Руководители артели Башкатов, Селищев, Жданов и уполномоченный окружкома Галин бежали сначала в Карагуж, но и здесь уже народ бунтовал. Тогда они бежали в Усть-Ишу, где собрался весь актив, готовясь к отпору. Из Старой Барды прибыла милиция, позже - из Ойрот-Туры (г. Горно-Алтайск). Организаторы беспорядка Е. Арыков, В. Рябухин были арестованы. Недовольные успокоились. Колхозы начинают заниматься табаководством, увеличиваются посевы льна. Для его переработки покупаются льномялки и льновеялки. Колхозы, заботясь о подрастающем поколении и о своих колхозниках, строят детские сады и ясли, проходит телефонизация сельских Советов и почтовых агентств.

В 1932 году организуется совхоз «Предгорный» с центральной усадьбой в с. Карагуж.

В январе в Усть-Ишу приезжает член ЦК ВКП(б) Е.М. Ярославский и проводит совещание по вопросам хлебозаготовок и завершению коллективизации. Разворачивается широкое строительство скотных дворов, на полевых бригадах строятся культстаны. Впервые начинается закладка на корм скоту силоса из естественных трав.

После выхода закона «Об охране социалистической собственности» принимались крайние меры: за один литр молока, за одно ведро картофеля, украденные из колхоза, давали от 5 до 10 лет лишения свободы.

В 1932 году открывается медпункт в с. Усть-Иша. Первым фельдшером становится Гайдук А.В.; в октябре открывается 5-й класс колхозной школы молодежи (зав. школой - Савич Л.К.). Проводится новое районирование, и Усть-Иша передается в Старо-Бардинский район.

В январе 1933 года проходит очередная партийная чистка. Число коммунистов уменьшается. Много шума наделал проходивший в феврале I Всесоюзный съезд колхозников-ударников под лозунгом «Сделаем все колхозы большевистскими, а колхозников - зажиточными». Этот год был памятен тем что колхоз «Заветы Ильича» приобретает в с. Сетовка трактор «Фордзон». Первым трактористом стал Щелупанов Ф.Н. Памятен этот год и массовой болезнью лошадей, которую в народе окрестили «шатун» (менингит), и ранней зимой, взявшей под снег хлеб и картофель. Голодной весной 1934 года употребление в пищу прозимовавшего под снегом зерна привело к массовым смертям и отравлениям, положение усугубилось и ящуром крупного рогатого скота в колхозах. Вместе с тем в 1934 году была отменена карточная система на хлеб.

С 1936 года в школах, в противовес рождественским, устраиваются новогодние елки со скромными подарками: самодельными медовыми пряниками и белыми булочками. В Усть-Ише в том же году открывается хлебопекарня. Отмечаются советские праздники. 1 Мая, 8 марта, 7 ноября, «День урожая» (отпашка). Колхозники села принимают участие в подписке государственного займа. Часто сумма подписки равнялась 3-4-месячному заработку.

Пленум ЦК ВКП(б) выдвигает лозунг о том, что по мере укрепления позиций социализма классовая борьба будет еще более обостряться. Он привел к массовым репрессиям. В Усть-Ише были арестованы как враги народа Жидов А.Р., Саяпин В.В., Васюнин И.П., глухой пастух Мозгунов А., Дымов А.Е.

В 1937 году колхоз «Ударник полей» приобрел автомашину, а в 1936 году образован Ново-Суртайский сельский Совет. В марте 1938 года образуется Усть-Ишинская МТС, которая обслуживает колхозы Усть-Ишинского, Карагужинского, Тайнинского, Таштинского, Старо-Бардинского, Еродинского сельских Советов. Перед посевом организуется 13 отрядов, в которых насчитывалось 27 тракторов. Они были укомплектованы 59-ю трактористами, в том числе 7 женщинами, из которых был создан особый женский отряд. Строительство МТМ закончилось в 1939 году.

В июле-августе 1938 года обострилось положение на дальневосточной границе. В военных действиях против японцев принимали участие Гуляев Г.И., Шпилев, Федюхин, Беляев Т.Ф., Кашин Г.И.

За высокий сбор хмеля звеньевой хмелеводов Е.Д. Лихачев вместе с передовым пчеловодом Курносовым был посланы в Москву на ВСХВ.

В 1939 году в боях на Халхин-Голе участвовали усть-ишинские красноармейцы: Бузуев Г.В., Иванов А.П., Долгов А.Г., Лобанов, Ходяков.

В том же году в бывшем доме Обляховых открылась Усть-Ишинская участковая больница на 15 коек.

В МТМ устанавливаются 1 сверлильный и 3 токарных станка.

В войне с Финляндией участвовали усть-ишинцы Саяпин П.В., Обляхов И.И., Гущин П.Д., братья Ипатовы. Погибли учитель Горовых В.Д., колхозник Попов С.М.

22 июня 1941 года в Усть-Ише и прилегающих к ней селах прошли митинги, осуждающие фашистскую агрессию. На митингах выступали: Дмитриев Г.Ф., Бекетов М.И., Афанасьев Ф.С., Шамайтес И.А. и др. Мужчины уходят на фронт, на их место становятся женщины. В МТС создаются краткосрочные курсы по подготовке механизаторов, бригадиров и учетчиков. Население собирает и отправляет на фронт теплые вещи. Собираются деньги на строительство самолетов и танков для Красной Армии. В организациях ОСОАВИАХИМа изучается военное дело: готовятся значкисты ПВХО, сандружинницы, проходят занятия по противовоздушной и противохимической обороне, воспитываются бдительность и военный порядок.

Осенью 1941 года в села прибывают немцы из Саратовской области и сразу включаются в работу. Прибывают эвакуированные из Ленинграда, Прибалтики, других областей Запада. Выращенный урожай не был полностью обмолочен осенью, кормов заготовили мало, ремонт техники не проводился. Зимой начался падеж общественного скота. Чтобы его накормить, люди брали солому с крыш на общественных и личных хозяйственных постройках.

Весенний сев 1942 года был завершен за 30 дней. Увеличены посевы проса и гречихи. Все силы были брошены на заготовку кормов и уборку урожая. Помогая старшим, дети собирают колоски. Для тружеников, занятых на полевых работах, колхозы организуют общественное питание, варят затируху, иногда кашу, дают хлеб.

Занятия в школе начинаются на месяц позже, вводится военное обучение (военрук-инвалид воины Кыкманов И.В.). Часть учащихся из седьмых классов направляются на учебу в ФЗО. Среди них усть-ишинцы: Козлов, Киреев, Гущин, Ашихмин. Несмотря на все старания, дождливое лето и ранняя осень не позволили убрать выращенный урожай. На токах остался неочищенный хлеб, на полосах – незаскирдованные снопы. Был сорван план подъема зяби, не выполнен план хлебозаготовок, солома осталась неубрана.

Большая нагрузка на лошадей привела к их ослаблению. Для перевозок стали использовать быков и коров. В зиму 1942-1943 года при МТС проходили курсы механизаторов для молодежи 15-16 лет. Весной они сели на тракторы вместе с женщинами М.П. Зиминой, П.С. Дедовой, Т.Е. Фоняшиной и другими.

Сев весной 1943 года продолжался до июля. Сеяли овес, гречиху, просо, пшеница перевелась. Не хватало рабочих рук. Учителя Усть-Ишинской школы организовали летом сплав чащи по р. Ише для топлива. В большом количестве на эти же нужды делался кизяк.

С фронта возвращались израненные и искалеченные солдаты, но несмотря на все свои недуги, сразу включались в работу. Среди них были усть-ишинцы И.В. Дымов, С.Я. Лебедев, Ф.Т. Дымов.

1943 год был рекордно засушливым. Урожай составлял 3 ц с гектара.

Стремясь получить большой урожай, в 1944 году школьники зимой собирали золу для удобрений. В колхозах закупали недостающие семена, вывозили навоз на поля. До начала полевых работ были укомплектованы тракторные бригады, закреплены трактористы, прицепщики, учетчики, подвозчики горючего. В целях сохранения конского поголовья, на отдых поставили истощенных лошадей. В результате весенний сев был выполнен.

Из призванных на фронт 328 усть-ишинцев погибло и умерло в госпиталях 174 человека, 154 вернулись живыми. Колхозник колхоза «Долина Свободы» Щетинин Григорий Евдокимович, уроженец с. Карагуж Ленкин Александр Николаевич стали Героями Советского Союза. 9 мая 1945 года жители сел Усть-Ишинского куста провели митинги, каждый сельчанин радовался долгожданной Победе.

Возвращающиеся домой фронтовики сразу берутся за дело. Зимой они готовят лес для строительства, а весной сплавляют его по реке Ише в свои села. Кроме этого райком партии и райисполком мобилизуют людей на восстановление плотины на реке Чапше в с. Старая Барда. Безуспешные работы ведутся в 1946-1948 гг.

Объединенными силами колхозов с. Усть-Иша на речной турбине устанавливается динамо-машина. По селу проводится электролиния. В совхозе «Предгорный» восстанавливается радиоузел, проводится радиофикация поселков Горный и Ключи (радист Нечаев). В мастерской Усть-Ишинской МТС установлен большой мощный двигатель с динамо-машиной. Был дан свет конторе и школе. В селе Карагуж устанавливается электростанция ЖЭС-30 мощностью 27 киловатт, проводится электролиния.

Проводится денежная реформа, снижаются цены на товары.

В 1948 году в селе Усть-Иша устанавливается радиоузел. Радиотехником работает Чучканов А. Ф., проводятся радиоточки по с. Усть-Иша.

И.К. Бояркин создает футбольную команду в с. Усть-Иша, которая в 1949 году занимает первое место в районе.

В 1950-1951 годах происходит объединение колхозов села Усть-Иша в один - «Заветы Ильича» во главе со Степуленко А.Н. Колхозы села Карагуж объединяются в колхоз «Алтайский партизан» - председатель колхоза Парамонов А.М. Колхозы Таштинского сельского Совета объединяются в колхоз «Советская Сибирь» - председатель колхоза Романенко Ф.И.

В 1952-1953 годах колхозы Усть-Ишинской МТС приступают к массовому севу трав: люцерны, овсяницы луговой, костра безостого, клевера на сено. Во всех колхозах строятся склады, зерносклады, животноводческие помещения. Колхоз «Заветы Ильича» впервые покупает легковой автомобиль «Победа». В октябре 1953 года начинается всеобщее движение за коммунистический труд, заметно, численно растут партийные организации.

Усть-Ишинская неполная средняя школа переводится в среднюю школу. Директором школы назначается Жаров М.А.

В марте 1954 года в село Усть-Иша приезжает группа целинников. Среди них Болдов Е.Б., Антипов Н., Савин П., Кривдина Ю.М., Питерских А. и другие.

В 1954 году в селе Усть-Иша открывается гидрометеорологический пункт.

Впервые в хозяйствах проводится воздушно-тепловой обогрев семян, массовый посев кукурузы на силос. В этом же году совхоз «Предгорный» утвержден участником ВДНХ в г. Москве и по итогам выставки награжден медалью (свидетельство 112259). Участниками выставки были трактористы М.Ф. Дымов, И.А. Васюнин, В.С. Клопов. Участие в ВСХВ в Москве становится постоянным. В 1955 году на выставку едут Саяпин В.В., Клопов П.С., Ашихмин А.С., Гущин П.П., Дерябин П.М., доярки Майер Роза, Каролина Рейнгольд, телятница Анисья Германова.

В 1955 году за успехи в заготовке кормов совхоз «Предгорный» премируется машиной ГАЗ-67.

1956 год запомнился жителям сел нашего района тем, что в магазинах начали свободно продавать штапель, хлопчатобумажную ткань, кирзовую и резиновую обувь. А так же тем, что колхозники колхоза «Заветы Ильича» своим новым председателем избрали секретаря РК КПСС Федора Трофимовича Емельянова.

В 1957 году во всем районе начинается укрепление совхозов за счет вхождения в них ставших на ноги колхозов. Происходит это и с колхозниками Усть-Ишинского куста. Центральная усадьба переносится в с. Усть-Иша.

За многолетний достойный труд в сельском хозяйстве правительство страны наградило орденом Ленина: Киреева Якова Степановича, бригадира полеводческой бригады, Дымова Михаила Федоровича, тракториста, механика МТС Земцова Павла Марковича, орденом Трудового Красного Знамени - Васюнина Василия Ивановича, тракториста, Емельянова Федора Трофимовича, председателя колхоза.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1956 года большая группа работников сельского хозяйства награждена медалью «За освоение целинных и залежных земель».

В этом же году усть-ишинцы практически потеряли все поголовье свиней. Вспыхнувшая в июне эпидемия унесла 330 свиней, остальные 870 были забиты.

В 1957 году в Москве проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов, молодежь села Усть-Иша представлял на нем агроном Тюкин Владимир Павлович.

В совхозе выпускается радиогазета (редактор - Богомяков С. А., дикторы Дерябин Г. М., Кречетова П. Д.).

По новому районированию Старо-Бардинский район входит с декабря 1960 года в состав Бийского района, в котором находится до 25 января 1965 года. В это время в совхозе издается многотиражная газета «Животновод», редактирует которую Черкасова Лидия Васильевна.

В 1966 году совхоз «Предгорный» разделен на два хозяйства: совхоз «Предгорный» с центром в с. Усть-Иша и совхоз «Тайнинский» с центром в с. Тайна.

В 1967 году заканчивается строительство кирпичной хмелесушилки, бани. В июне открывается памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Скульптура сделана художником Барнаульского художественного фонда Щетининым Прокопием Ивановичем. Чугунные плиты отлиты на Барнаульском моторном заводе.

В 1968 году, 30 июля, от сильного града пострадали посевы Усть-Ишинской, Карагужинской, Горной ферм. Всего выбито 891 га зерновых, 61 га кукурузы, 21 га трав.

В Усть-Ише устанавливается электростанция «Двигатель революции Г-66» на 660 кВт.

В 1969 году для укрупнения совхоза «Тайнинский» из совхоза «Предгорный» передается Новозыковская ферма. Центром совхоза «Тайнинский» становится село Новозыково.

15 марта 1969 года при пограничном конфликте на острове Даманский (река Уссури) геройски погиб комсомолец, уроженец села Усть-Иша Борис Головин. Имя героя ныне носит Усть-Ишинская средняя школа.

Убытки от сильного наводнения весной 1969 года составили 50 тысяч рублей.

В это же время расширяется МТМ совхоза, там устанавливаются новые станки, стенды по ремонту топливной аппаратуры и обкатке двигателей.

В 1970 году, готовясь к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, жители села разбивают парк, высаживают сосняк на горе. Совхоз подключен к государственной линии электропередач. Горная ферма становится племенной фермой III класса.

Хорошо трудятся передовики совхозного производства: трактористы Сарычев Б.Н., Васюнин В.И., Балабанов В.А.; шоферы Суртаев В.Н., Солодовник Ф.С.; слесарь Обляхов А.И.; столяр Стариков Г.В.; плотник Воробьев В.Е.; доярки: Лоренц О.И., Семенова Н.И., Лебедева Г.В.; телятницы Канатова Л. В. Князева С.М., Фонякина Е.Т.; пчеловоды Вахринев Л.М., Вяткин П.В.

Из летописи истории села Усть-Иша и близлежащих сел видно, как к лучшему изменилась жизнь селян, как из бывших безграмотных и полуграмотных людей выросла современная интеллигенция, способная делать очень и очень многое, а дети современных селян не только защищают Отчизну, трудятся в промышленности и хозяйстве, но и работают в области науки. Среди них - бывшие выпускники Усть-Ишинской школы: кандидат экономических наук Малышев Павел Алексеевич, кандидат технических наук Бурков Анатолий Трофимович, кандидат ветеринарных наук Вяткин Ананий Николаевич, кандидат геолого-минералогических наук Сараев Василий Александрович, кандидат биологических наук Клопов Михаил Иванович, кандидат биологических наук Мальгин Михаил Александрович, кандидат биологических наук Ермакова (Кузницына) Надежда Владимировна.

1970 год.


Федор Федотов, г. Горно-Алтайск

trifra@mail.ru

Просмотры
Личные инструменты