МЫЮТА

Материал из История медицины и здравоохранения Республики Алтай.

Перейти к: навигация, поиск

Населенный пункт территории современного Шебалинского района.

ТОПОНИМИКА (по Молчановой О.Т.) - Мыюта (Могута, Могой) н.п., р., оз., г. - 1) Змея, змеиная; 2) Кошачья гора.

Время возникновения - 1847 год.

МЕСТО НА КАРТЕ

МЫЮТА


В 1847 году был основан Мыютинский стан миссии и таким образом положено начало деревни Мыюта.

В отчете указывается, что на первых порах отсюда из своих кочевий Сайсан-Кобы, Самташ-Кобы (Зайсанов лог, Самташ-лог) сразу выехали все язычники. Первый кто стал вести миссионерскую службу был иеромонах отец Акакий (в миру – Артемий Левицкий), на Алтай прибыл после окончания Московской медико-хирургической ветеринарной академии. В 1849 году начал обучать инородческих детей, затем в 1856 году «заведена» (видимо, построено специальное здание) школа, и первым учителем была «достопочтенная супруга священника Арсентия, матушка Елизавета Михайловна Иванковская.

В. В. Радлов в 1860 г. в своей книге писал: «… Это маленькая, бедная деревня, население которой состоит только из крещеных телеутов».

Согласно списку населенных пунктов Томской губернии 1868 года, стр. 64 в Мыюте учтено 32 двора, 149 мужчин, 137 женщин. Есть православная церковь.

Из списка населенных мест Бийского округа за 1893 год: Село Мыюта относилось к Сарасинской инородной управе. Число дворов: крестьянских – 71, не крестьянских – 3, мужчин – 193, женщин – 178. Была православная церковь и церковноприходская школа. В отчете 1898 года указывается, что в Мыюте есть училище и учатся в нем 28 мальчиков и 14 девочек. Обучали детей учителя Иван Каланаков и его помощник Григорий Аргоков.

С 1898 года село Мыюта становится центром МЫЮТИНСКОЙ (Маютинской) инородноЙ управы.

С 1913 годы село Мыюта центр РОМАНОВСКОЙ ВОЛОСТИ.


Мыютинская церковь во имя Архистратига Божия Михаила построена в 1873 году, деревянная, однопрестольная, земли при ней пахотной и сенокосов - 99 дес. Состав прихода: с. Мыюта, д. Шебалина, Топучая, Малая Черга, Каптель (вероятно Актел), Ашиякта (Апшуяхта), Каспа, Урухтогой, Онос (Анос). Прихожан - 1937, в т.ч. крещеных инородцев - 1247, язычников - 1126. Штат - один священник и два псаломщика. Молитвенных домов - 4 (д. Каптель в честь иконы Казанской божией матери, построен в 1891 году; д. Топучая - во имя сошествия Св. Духа на Апост., построен в 1900 году; д. Малая Черга - во имя Св. Равноапостольного Князя Владимира, построен в 1900 году; д. Шебалиной во имя Успения Божией матери, построен в 1901 году). В приходе 5 миссионерских школ (Мыюта, Шебалина, Каптель, Малая Черга, Апхуяхта). В церковной библиотеке 560 книг. Церковно-приходское попечительство с 1895 года. На 1912 год: миссионер, священник - Петров Тимофей Сергеевич, диакон на должности псаломщика - инородец Чевалков Иннокентий Иванович, псаломщик - Нелюбин Иннокентий Власьевич. Толмач при Мыютинском стане инородец Чевалков Петр Илларионович.

Из сведений 1909 года в Мыютинской церковноприходской школе обучались 26 мальчиков и 14 девочек, православных – 40. По сословию: крестьян – 10, мещан – 4, инородцев – 26. Годовой оклад жалования учителя – 200 рублей.

Согласно Списку населенных пунктов Томской губернии 1911 года, стр. 318 в составе Бийского уезда существовала Мыютинская волость. В селе Мыюта было 76 дворов, 364 мужчин, 372 женщин, 4703 десятин земли. В Мыюте работали церковь, церковно-приходская школа, волостное правление, 2 мануфактурных лавки, 2 кожевенных завода.

В Ведомости о школах 2 благочиния Алтайской Духовной миссии за 1916 год, в Мыютинской школе обучалось 33 мальчика и 21 девочка, учитель – Нина Свиньина, окончила 4 класса прогимназии. В 1920-30-е гг. школа была 1-й ступени, а в 1940 – 1957-е годы - семилетней. Директором работал Махнов Леонид Гаврилович, учителя: Махнова Анна Кирилловна, Карпова Мария Марковна, Белошист Валентина Павловна, Катунцева Августа Михайловна и др. В 1957 году из-за малого количества учеников семилетняя школа вновь реорганизована в начальную.

В школе остаются работать Беспалова Наталья Григорьевна, Черепанова Валентина Филипповна, Катунцева Августа Михайловна, Желаднова Р. С., Манжина Алла Гавриловна, Богустаева Серафима Сергеевна. Все они - ветераны педагогического труда. В 1995 году открыто новое здание школы. В настоящее время в школе обучается 46 учеников. Штат из 18 учителей и воспитателей. Из статистических сведений о числе жителей Мыюты по их вероисповеданию за 1914 год: общее число жителей было 3072 человек, из них русских – 1931, инородцев – 1141. По вероисповеданию: православных – 3072, язычников – 1124. Домов русских – 908, домов инородцев – 170, юрт – 21, церквей – 1, молитвенных домов – 4, селений – 9. Число крещенных и присоединившихся младенцев – 201, язычников – 4. В отчете А. А. Нонява о развитии кооперации в Мыютинской волости за 1917 год сказано, что потребительская лавка - одна, кредиторских товариществ – одно и один частный маслодельный завод. Время образования Мыютинской волости и Мыютинского волревкома не установлено. В феврале 1920 года Мыютинская волость и волревком были упразднены, ее территория вошла в состав Шебалинской волости. В 1926 году в с. Мыюта был сельский Совет, школа, 148 хозяйств, население – 665 человек, из них – 316 мужчин, 349 женщин. В 1954 году Мыютинский сельский Совет объединен с Шебалинским.

С 1993 по 2003 годы с. Мыюта входила в состав Шебалинской сельской администрации. С 2003 года – самостоятельная сельская администрация, а с 2006 года вновь входит в Шебалинское сельское поселение. В апреле 1927 года в с. Мыюта образовалось Товарищество по обработке земли «Первая борозда». В 1931-1932 годах оно перешло на устав сельхозартели, а в сентябре 1935 года переименовано в колхоз им. Молотова. Это хозяйство имело свиноферму (до 100 голов), птицеферму (до 360 птиц), маслосырзавод, промартель (жгли известь, добывали деготь, занимались животноводством). Колхоз просуществовал до 1957 года, затем был реорганизован в Мыютинскую фермуШебалинского оленесовхоза, 98 человек колхозников становятся работниками совхоза. В 1961 году на этой ферме создается племенное стадо казахской белоголовой породы, специализированное на мясомолочном направлении. Из Волгоградской области было завезено 49 телок и 2 бычка. В 1977 годуМыютинская ферма передается во вновь организованный совхоз «Семинский», куда входят фермы – Шебалинская, Мыютинская, В-Апшуяхтинская и Каспинская. Передовики производства Мыютинской фермы: Иркитова Анна Алексеевна, Апенышев Николай Владимирович, Фролов Юрий Васильевич (заслуженный механизатор сельского хозяйства РФ), Казанцев Евграф Васильевич (заслуженный механизатор РФ), Воробьев М. В., Усов П. Е., и многие другие.

В настоящее время на ферме выращивают крупный рогатый скот, маралов. В селе работают: детский сад – заведующая Емекова Галина Анатольевна, ФАП – заведующая Кайгородова Светлана Алексеевна, клуб – заведующая Тибакова Алина Анатольевна, библиотека – заведующая Курносова Марина Анатольевна. Ветеран Мыютинской сельской библиотеки – Семенова Дия Витальевна, библиотечный стаж работы которой 40 лет. В селе проживает 324 человека, 135 дворов, в школе обучается 44 ученика, работают 12 учителей. В с. Мыюта родились и учились знаменитые люди: Кочеев Иван Петрович –алтайский писатель, поэт и просветитель, Павел Александрович Чагат-Строев – общественный деятель и просветитель, художник-живописец Александр Алексеевич Таныш, актриса Ольга Семеновна Сарина, краевед Иван Матвеевич Кочеев


МЫЮТА – один из важнейших центров просветительства

Село основано 1826 году. В 1834 году, отец Макарий сюда отправил на жительствов Мыюту крещеных телеутов из с. Бачат Кемеровской области и с. Сарасы Алтайского района. Кроме них здесь жили еще 8 телеутских семейств. В 1839 г. здесь был построен молельный дом.

С 1845 здесь основан стан Алтайской духовной миссии и с 1847 года существует миссионерский центр, открытый архимандритом Макарием Глухаревым.

По описаниям В.В. Радлова, "телеуты живут в бревенчатых юртах. В 1845 г. сюда был прислан монах Акакий и построена церковь. Село более чем в 60 дворов". Мыюта явилась первым селом на Чуйском торговом пути, где в 1850 г. при миссионере Стефане Ландышеве была открыта миссионерская начальная школа. Затем в 1856 г. было построено специальное здание для школы. Известно, что до 1925 г. школа была церковно-приходской.

Первым священником Мыютинского стана был игумен Акакий (Левицкий Артемий Григорьевич), с 1854 года – священник Арсений Ивановский, с 1867 – протоиерей о. Василий Моисиевич Постников (прослужил в Мыюте 38 лет), а с 1894 года его сын, священник Владимир Васильевич Постников. Кроме того в Мыюте служили священники: Тимофей Петров, Иннокентий Иванович Чевалков (родственник известного деятеля алтайской культуры, первого алтайского писателя, протоиерея Михаила Васильевича Чевалкова).

В 1873 году на средства Православного Миссионерского Общества в Мыюте была построена церковь имени Архангела Михаила. А в 1903-1904 годах храм был реконструирован и значительно расширен. Принадлежал он Мыютинскому отделению Алтайской Духовной Миссии, в которую входили деревни: Шебалино, Топучая, Малая-Черга, Актел, Черга, Камлак и другие. Благодаря просветительской деятельности Алтайской духовной миссии, именно в Мыюте появились первые просвещенные алтайцы, они стали первыми в Ойротии учителями, врачами, поэтами, художниками, политическими деятелями. Равных сел в Горном Алтае по значимости – нет.

В то время Мыюта являлась более значительным селом, чем Шебалино. Но с усилением хозяйственного значения с. Шебалино Мыюта стала утрачивать свое превосходство.

В районе Мыюты, на берегу р. Семы, где сейчас стоит ферма, была женская "командировка" - лагерь, в котором содержались женщины, занятые на строительстве Чуйского тракта.

Известные личности Горного Алтая – выходцы из Мыюты:

ТИБЕР-ПЕТРОВ Виктор-Тимофеевич – первый врач алтайской национальности

ЧАГАТ-СТРОЕВ Павел Александрович – один из основателей алтайской литературы.

СЫРКАШЕВ Андрей Александрович – председатель Ойротской автономной области.

ТАНЫШ Александр Алексеевич – художник, живописец.

КОЧЕЕВ Иван Петрович – алтайский детский писатель, поэт, публицист, редактор.

ЧЕВАЛКОВ Никанор Александрович - в 1937 году – главный редактор газеты «Кызыл Ойрот», в 1938 – начальник отдела краевого управления связи. Арестован 8 апреля 1938 года, казнен в Барнауле 14 ноября 1938 года. Реабилитирован 18 октября 1956 года.

ШУЛЬГИНА Ирина Алексеевна – первая алтайская профессиональная певица (сопрано) и актриса.

САРИНА Ольга Семеновна – алтайская актриса.

Из рядов Алтайской миссии вышли более десяти иерархов Русской Православной Церкви. Среди них: митрополит Мануил (Лемешевский), архиепископ Казанский и Свияжский Владимир (Петров), архиепископ Донской Владимир (Синьковский), епископ Приамурский и Благовещенский Иннокентий (Солодчин), епископ Бийский Иннокентий (Соколов) и др.

Церковь в Мыюте была вновь восстановлена трудами праправнучки протоиерея Василия Постникова Ахтуловой Татьяны Михайловны и ее близкой знакомой Дольниковой Марии Николаевны. Освящение церкви произошло 28 апреля 2011 года. Пятого августа 2011 года, благодаря местным энтузиастам, в селе Мыюта состоялось открытие уникального в своем роде музея под названием «Свет веры в горах Алтая».

Просмотры
Личные инструменты