Забытые дороги и тропы Горного Алтая - Уймонский, Чемальский, Кебезенский тракты

Материал из История медицины и здравоохранения Республики Алтай.

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

[править] УЙМОНСКИЙ, КЕБЕЗЕНСКИЙ, ЧЕМАЛЬСКИЙ ТРАКТЫ

Основные направления конных троп единого трансалтайского миграционного и торгового пути, связывающего Верхнее Приобье с Китаем, Монголией и Средней Азией, окончательно оформились в эпоху средневековья. Все они начинались у истоков Оби, в районе слияния Бии и Катуни, где находилась единственно удобная на десятки верст округи "плавежная" переправа.

Первое направление шло по правобережью Бии до Телецкого озера, затем по долинам рек Чулышмана, Башкауса и Тобожока стремился на юг, выходя в долину реки Чуя, а далее через Кош-Агачскую степь и Ташантинский перевал в районы Северо-Восточной Монголии.

Второе вело к горам Алтая через «плавёжную» переправу и далее вдоль левого берега Катуни до переправы Кор-Кечу. Здесь одна тропа уводила на правый берег Катуни и через Сальджарский перевал к долинам Ини и Чуи, по правобережью которой достигала Кош-Агача.

Другая тропа уходила на запад и через Ябоганский перевал спускалась в Усть-Канскую степь, откуда шла вниз по течению Чарыша на юго-запад.

Третий путь пролегал по низкогорью северо-запада Горного Алтая, тянулся через водоразделы Ануя и Чарыша, через бассейн верхнего Иртыша и доводил до северо-западных провинциях Китайского царства (современная провинция Синцзян), сливаясь с ведущими в Среднюю Азию караванными тропами Великого шелкового пути.

Таким образом, в начале 20 века территория Горного Алтая покрылась сетью внутренних путей сообщения, что, несомненно, способствовало оживлению торговли и развитию экономики региона.


[править] УЙМОНСКИЙ тракт


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УЙМОНСКОМУ ТРАКТУ (1914)

Уймонский тракт имел общую протяженность 325 версты. Дорога проходила по лучшим в земледельческом отношении местностям Горного Алтая. На этом пути находились села СМОЛЕНСКОЕ, АЛТАЙСКОЕ, КУЯГАН, ТОУРАК, ЧЕРНЫЙ АНУЙ, КЕЛЕЙ, УСТЬ-КАН, КЫРЛЫК, АБАЙ, КРАСНОЯРКА, УСТЬ-КОКСА, НИЖНИЙ УЙМОН и КАТАНДА. Конечный пункт - КОШ-АГАЧ.

От КАТАНДЫ шла горная вьючная тропа по левому берегу Катуни до урочища СООК-ЯРЫК. Здесь следовала паромная переправа через Катунь.

Также существовал другой вариант, от Катанды в устье речки Кураган была паромная переправа через реку Катунь, и далее тропа шла правым берегом Катуни, пересекала реки Кучерла и Аккем, выходила на реку Аргут.

До устья р. Тополевка (р. Карагем) тропа шла вверх берегом Аргута. Семейство богатых крестьян Ошлыковых устроило за свой счет большой мост через реку Аргут, израсходовав на его возведение почти 6 тыс. руб. Другой вариант предполагал переправу товаров через Аргут лодками (в районе впадения речек Куркуре и Курусай), а лошади переправлялись через реку вплавь.

Далее тропа шла вверх по долине реки Карагем, пересекала горный перевал Южно-Чуйского хребта, далее по речкам Джело и Чаган Узун торговцы добирались до КОШ-АГАЧА.

Уймонский тракт был проложен силами местного населения. Крестьяне окрестных деревень ежегодно проводили его ремонт.


[править] КЕБЕЗЕНСКИЙ тракт

КАРТА БИЙСКОГО УЕЗДА 1911 ГОДА

КАРТА 1949 ГОДА

НА АЛТАЙ К ТЕЛЕЦКОМУ ОЗЕРУ (путевой очерк - 1930 год)

Вторым по протяженности был Кебезенский тракт (181 верста). Он также начинался в Бийске, проходил через села ВЕРХ-КАТУНСКОЕ, СРОСТКИ, БЫСТРЯНКА, СТАРАЯ БАРДА, ТАЙНИНСКОЕ, НИЖНЕЕ ПЬЯНКОВО, ПЬЯНКОВО, КАМБАЛИНО и заканчивался в КЕБЕЗЕНИ.

От Бийска до Быстрянки была равнинная часть тракта и она соответствует сегодняшнему Чуйскому тракту.

От БЫСТРЯНКИ (Тарханское) тракт сворачивал на СТАРУЮ БАРДУ и соответствовал сегодняшней дороге на с. Красногорское.

От СТАРОЙ БАРДЫ тракт шел в с. ТАЙНА, при этом бродом преодолевал р. Иша в районе д. Карагайки и выходил на левый берег.

От села ТАЙНА тракт шел гривами небольших предгорий и выходил к с. АБАБКОВО (КИСКА). Остатки грунтовой дороги существуют по сей день, но здесь уже почти не ездят. По пути, левее тракта, были небольшие деревни: НАРЛЫК, ТЕБЕРЕК, ПОДЧАЙНА, ЧАЙНАЯ, НИЖНИЙ САРАЗОН. В районе с. АБАБКОВО существовал брод через р. Иша и при необходимости можно легко попасть в с. Абабково.

Сам тракт не пересекая реку Иша и не заходя в с. АБАБКОВО, бродом пересекал р. Малая Иша в её устье, шел вверх левым берегом Иши и выходил к с. НИЖНЕЕ ПЬЯНКОВО.

От НИЖНЕЕ ПЬЯНКОВО (совр. с. ЧОЯ) колесная дорога шла вверх вдоль реки Иша, до ПЬЯНКОВА (совр. с. УСКУЧ), далее до верховий Иши на горный (Верх-Бийский) перевал. С вершины перевала дорога уходила резко вправо, примерно под углом 90 градусов к современному Телецкому тракту.

Далее дорога круто спускалась к реке Бия и выходила к реке в районе поселка (прииск) КАМБАЛИНО (сегодня не существует). КАМБАЛИНО располагалось на обеих берегах Бии. Здесь существовала паромная переправа через реку Бия.

От КАМБАЛИНО до КЕБЕЗЕНИ всего 8 км, до Телецкого озера 30 км.

Местность, через которую проходил тракт, была покрыта так называемой чернью, т.е. смешанным лесом. Благодаря густоте леса и свойствам почвы дорога здесь почти никогда не просыхала, представляя собой сплошную топь.


От КЕБЕЗЕНИ до Телецкого озера (село АРТЫБАШ) - 17 верст. Туда вели две дороги: одна шла по самому берегу Бии, она завалена камнями, нерасчищена и для вьючных лошадей непроходима; другая — лесом, грязная, но вполне удобная для вьючных… Узким зеленым коридором грязноватая дорога вьется среди густого леса». Обе дороги выходили к АРТЫБАШУ.

Далее по воде на баркасах можно было попасть на южный берег Телецкого озера, Челушманскую долину.

От озера дорога направлялась берегом вверх по реке Чулушман. Пройдя около 100 верт, в районе утеса ЙОЛУЗ, тропа круто поднимается из Чулушманского ущелья и переходит на берега рек Улаган, далее Башкауса вверх, по горной тропе, пролегавшей по долинам Башкауса, КУБАТРУ, и ТАДИЛУ. Пройдя несколько утесов продолжается по обрывистым берегам речки ГИМЕРЛЮ (место пока не установлено авт.) от устья до истоков. Далее по берегам речки КОКОРЯ поднимается на вершины гор и перевалив Курайский хребет, тропой по берегам сбегающей речки ТОБЫЖОК, спускается в Чуйскую долину к так называемым "лавкам русских купцов" - КОШ-АГАЧ.


В село КЕБЕЗЕНЬ можно было попасть и другой колесной дорогой: из села УЛАЛЫ, далее КАРАСУК, ПАСПАУЛ, ЫНЫРГА, КЕБЕЗЕНЬ. От ЫНЫРГИ дорога шла вниз по реке Сарыкокше, несколько раз её форсирует вброд, далее также вброд пересекает впадающую правым притоком в Сарыкокшу реку Уймень, далее еще несколько раз пересекает Сарыкокшу и выходит правым берегом Сарыкокши к левому берегу реки Бия, напротив села КЕБЕЗЕНЬ. Здесь существовала лодочная переправа на правый берег Бии, в село КЕБЕЗЕНЬ.


П. Михайловский в 1869 году так описывает этот путь: "Путь чрез Телецкое озеро ныне проложен чрез село Верх-Катунское, с. Майму, с. Улалу (совр. Горно-Алтайск авт.), д. Салганду, (далее берегами р. Ургуна, р. Ебуза, р. Сарыкокша, в д. НИКОЛЬСКОЕ авт.), д. Ныргу (Ынырга авт.), с. Билюлю (вероятно КЕБЕЗЕНЬ авт.). Отсюда Телецким озером до устья Чулышмана, а потом через перевал в долину рек Большого и Малого Улаганов через второй перевал и ущелья р. Башкауса и р. Кукуры (Кокоря авт.), и наконец чрез третий снежный перевал Табашок (Табажок авт.) к "лавкам русских купцов" - КОШ-АГАЧ."[[


Тот же П. Михайловский в 1869 году описывает иной путь к Телецкому озеру: от Бийска на Улалу и далее в "татарский поселок Усть-Меря" (Усть-Имеря или совр. с. АЛЕКСАНДРОВКА авт.). Далее отсюда шла уже вьючная тропа через перевалы, гривы и долины выходила в верховья реки Сарыкокша и затем вниз по течению этой реки к тем же деревням НИКОЛЬСКОЕ, НЫРГА, КЕБЕЗЕНЬ и отсюда к Телецкому озеру.


От БИЙСКА до ВЕРХ-КАТУНСКОГО - 15 верст, от ВЕРХ-КАТУНСКОГО до СРОСТОК - 20 верст, от СРОСТОК до ТАРХАНСКОГО - 18 верст, от ТАРХАНСКОГО до МАЙМЫ - 35 верст, от МАЙМЫ до УЛАЛЫ - 8 верст, от УЛАЛЫ до НЫРГИ - 74,5 версты, от НЫРГИ до КЕБЕЗЕНИ - 42 версты, от КЕБЕЗЕНИ до ТЕЛЕЦКОГО ОЗЕРА 19 верст, ТЕЛЕЦКИМ ОЗЕРОМ - 58 верст, от устья ЧУЛЫШМАНА до БОЛЬШОГО УЛАГАНА - 70 верст, от БОЛЬШОГО УЛАГАНА до ЛАВОК РУССКИХ КУПЦОВ - 120 верст.


В 1895 году В.В. Сапожников описывает путь к Телецкому озеру от с. ПАСПАУЛ к д. НИКОЛЬСКОЕ и с. ЫНЫРГА уже через Учекский перевал, то есть соответствующей современной дороге от с. ПАСПАУЛ в сторону сел КАРАКОКША и ЫНЫРГА.

ПУТЕШЕСТВИЕ 1895 ГОДА ИЗ БИЙСКА К ТЕЛЕЦКОМУ ОЗЕРУ

[править] ЧЕМАЛЬСКИЙ тракт

Третий, Чемальский тракт ответвлялся в БЫСТРЯНКЕ и проходил через ЧЕРГАЧАК, УЛАЛУ, БИРЮЛЮ, УСТЬ-ИМЕРЮ (АЛЕКСАНДРОВКУ), БЕШ-БЕЛЬТИР, УЗНЕЗЮ, ЭЛИКМАНАР и заканчивался в ЧЕМАЛЕ.

Дорога от Бийска до Александровки соответствует современной дороге.

А вот дорога от Александровки через Бешпельтир в Узнезю сегодня практически неизвестна. Эта дорога была проложена в 1868 году в связи с ожидаемым приездом великого князя Владимира Александровича. В её строительстве активное участие принял зайсан I дючины Боробош и крестьяне с. Александровка. У начала дороги из Александровки на Бешпельтир стояли большие ворота (арка). Этот путь активно использовался во второй половине XIX века и до 40-х годов ХХ столетия. За один световой день люди по этой дороге (тропе) пешком доходили от Узнези до Ойрот-Туры или обратно.

Далее, от Узнези до Чемала, дорога проходила там же, где сегодня, вдоль Катуни, проходит Чемальский тракт.


КАРТА БИЙСКОГО УЕЗДА 1911 ГОДА С ДОРОГОЙ К СЕЛУ ЧЕМАЛ

Просмотры
Личные инструменты